Главная » Статьи » Армейская Подготовка » Общественно-Государственная Подготовка |
ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по общественно-государственной подготовке с военнослужащими войсковой части
ТЕМА: «Индивидуально-воспитательная работа в подразделении».
Воспитательные цели: - укреплять уверенность в необходимости ратного труда на благо Отечества, заботящегося о своих защитниках: - воспитать чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России.
Учебные цели: - Ознакомить военнослужащих с сущностью, содержанием и методами воспитательной работы с подчиненными. - Убедить военнослужащих в том, что эффективность процесса воспитания зависит от способности воспитателя найти индивидуальный подход к каждому подчиненному.
Вопросы: 1. Сущность, содержание и организация ИВР. 2. Методика ИВР с подчиненными.
Время: 2 часа Дата проведения: _________ Место: клуб части.
Рекомендуемая литература:
Метод проведения:
Методические рекомендации: Во вступительной части занятия важно подчеркнуть актуальность темы и напомнить, что воспитательная работа в подразделении (части) – это один из самых сложных и противоречивых видов деятельности командиров и начальников всех степеней. Раскрывая первых вопрос, необходимо добиться уяснения аудиторией теоретических понятий сущности, содержания и методики ИВР. При этом уделить больше внимания изучению личностных качеств и особенностей военнослужащих. Во втором вопросе на конкретных примерах из жизни подразделения надо рассмотреть методику ИВР с подчиненными. При этом важно обратить внимание на список рекомендованной литературы, где рассматриваются вопросы индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими и подробно раскрыты формы и методы воспитательной работы с подчиненными. Здесь для наглядности целесообразно использовать схему и слайды. В ходе проведения контрольных занятий руководителям групп ОГП необходимо продумать вопросы, выносимые на обсуждение с учетом категории слушателей. В группах прапорщиков можно больше внимания уделить изучению теории проблемы, а в группах сержантов – сделать упор на практическое изучение методик ИВР.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитание военнослужащего – сложный, противоречивый и многоплановый процесс. Его эффективность зависит от способности воспитателя найти свой подход к каждому, обеспечить наиболее полную реализацию его возможностей и самосовершенствования.
1 Командиры и начальники, занимающиеся воспитательной работой в воинских частях и подразделениях, строят её на изучении индивидуальных особенностей военнослужащих. На их знании основываются и формы, методы и средства этой работы. ИВР – это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных методов, форм и средств воспитания. ИВР с подчиненными строится на следующих принципах: · сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности; · сочетание требовательности с уважением личного достоинства человека; · опора на положительные качества личности воспитуемого; · единство, согласованность и преемственность в воспитании. Их использование командирами и начальниками в своей деятельности позволяет целенаправленно осуществлять ИВР, а также прогнозировать действия , поступки подчиненных в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия. Изучение командирами и начальниками своих подчиненных осуществляется в ходе их совместной службы, а также в процессе анализа результатов деятельности каждого военнослужащего, обобщения характеристик, применения биографического метода и др. (см. схему). Для анализа полученных в ходе изучения подчиненных данных воспитателю желательно иметь педагогический дневник, в котором, фиксируются: · индивидуальные особенности каждого подчиненного и их динамика; · конкретные факты индивидуальной работы; · характерные особенности работы с младшими командирами и сослуживцами; · достижения воина, анализ его проступков, их мотивов; · выводы по результатам педагогического воздействия, определение перспективы дальнейшей работы с подчиненным. Индивидуальное воспитательное воздействие подразделяется на непосредственное и опосредованное. Непосредственное воздействие влияет на внешнюю деятельность, поведение, общение и внутреннюю духовно-нравственную сферу жизни. При этом его цель в первом случае заключается в том, чтобы передать воину жизненный опыт воспитателей; во внутренней сфере в создании взаимного расположения, симпатии между командиром-воспитателем и его подчиненными, налаживание человеческого и духовно-нравственного контакта. В таком взаимодействии командиру легче найти средства и способы привития воспитаннику нравственной устойчивости и стимулировать его самосовершенствование. Непосредственное взаимодействие командира с подчиненными проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, контроле. Особенно благоприятные условия для этого создаются в процессе совместной службы в наряде, карауле, при несении боевого дежурства. Основное назначение воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение к армейской службе, психологическую готовность к восприятию задач, которые ставит перед ним командир. Опосредованное воспитательное воздействие обеспечивается созданием таких условий, которые развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать воину негативные черты его личности. К таким условиям относятся: - организация в подразделении учебного процесса, бытовых условий, системы воспитания, службы войск; - доброжелательное отношение командиров к воину; - создание благоприятной нравственной атмосферы в коллективе. Для осуществления ИВР необходимо определить уровень развития личности военнослужащего. Он состоит из следующих показателей: - степень взаимодействия с сослуживцами, командирами, другими людьми; - общительность; - место среди членов воинского коллектива; - степень влияния на других военнослужащих; - способность адаптироваться в условиях военной службы. Эти данные должны способствовать осознанию места и роли военнослужащего в воинском коллективе. Таким образом, для проведения эффективной ИВР командирам необходимо знать её сущность, содержание и методику проведения. При ее организации важно учитывать специфику деятельности подчиненных. 2
Определяя методику ИВР с подчиненными как совокупность способов и приемов воспитательного воздействия командиров и начальников на военнослужащих, можно выделить три её основных этапа:
Проследим механизм реализации двух следующих этапов организации командиром подразделения ИВР. Приступая к решению воспитательных задач с подчиненными, командир сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективного метода воспитания. Одной из основных задач здесь является учет возможности организации деятельности подчиненного, выработки у него практических навыков и умений, а также стиля общения в коллективе. На выбор методов воспитательного воздействия заметное влияние оказывает состояние взаимоотношений между воинами, организация их жизни в подразделении. Как правило, опытные командиры применяют не только традиционные методы (поощрение, пример, упражнение, убеждение, принуждение), но и такие, как индивидуальная беседа, включение в ситуацию нравственного выбора, исполнения ролей и др. Самым распространенным методом ИВР является беседа. Различают два вида беседы – диагностическую и воспитывающую. Первая из них служит для получения информации о подчиненном с целью диагностики его личностных качеств, психологических особенностей и уровня воспитанности, а вторая – для решения конкретных воспитательных задач. Диагностическая беседа применяется воспитателем обычно на этапе изучения подчиненного или тогда, когда ему необходимо получить дополнительную информацию о военнослужащем. Она ведется по заранее составленному перечню вопросов и напоминает анкетирование. Воспитывающая беседа требует специальной методической подготовки и выполнения определенных правил ее ведения. Правила ведения воспитывающей беседы: первое состоит в том, что беседа тогда достигает цели, когда военнослужащий осознает её необходимость и цель воспитательного воздействия оценивается им как необходимая; второе заключается в том, что беседа будет тогда результативной, когда воспитатель подготовит условия для взаимопонимания, сумеет расположить к себе собеседника, создаст атмосферу доверия и откровенности. Установлению непринужденной обстановки способствует правильная методика постановки вопросов: · необходимо ставить лишь те вопросы, которые позволяют глубже познать духовный мир военнослужащего, его индивидуально-психологические особенности; · вопросы надо формулировать четко, чтобы они не вызывали невнятных ответов; · следует избегать бестактных вопросов; · необходимо больше задать не прямых, а косвенных вопросов; · по возможности не вести никаких записей или делать их как можно меньше; · не надо вести беседу в спешке или в возбужденном состоянии; · желательно, чтобы беседа проводилась наедине. Третье правило. В ходе общения с военнослужащим командиру важно уметь слушать собеседника, для этого ему необходимо выполнять следующие условия: · поддерживать постоянное внимание и визуальный контакт; · использовать язык жестов; · уметь «внимательно молчать»; · ограничивать число вопросов; · чаще обращаться к собеседнику за уточнениями; · уметь перефразировать мысль говорящего и подвести итог информации; · уметь запоминать увиденное и услышанное. Четвертое правило – готовясь к беседе, не следует забывать о том, как воспримет ее подчиненный. Пятое правило заключается в том, что беседа может обеспечить ожидаемый воспитательный эффект тогда, когда в ней будет реализована возможность основного метода воспитания – метода убеждения. В случае, когда целесообразность развития определенного качества подчиненного не вызывает сомнения, но он не уверен в том, что сможет развить его у себя, возможно применить метод внушения, то есть воздействовать на воспитанника словом или интонацией. При этом следует ориентироваться на создании такой психологической атмосферы взаимодействия с подчиненным, которая способствовала бы некритическому восприятию содержания установок, сообщаемых ему воспитателем. Это достигается за счет благоприятного эмоционального фона беседы. Любая беседа, независима от решаемых целей, должна быть тщательно подготовлена и спланирована с выделением главных ее идей и задач. В ИВР опытными командирами используются воспитательные приемы, которые позволяют им решать задачи формирования и развития личности военнослужащего. Например, проявление сочувствия, внимания и доброты. Доверие в воспитании может проявляться в виде поручения военнослужащему, который пока не во всем соответствует требованиям постановленной перед ним задачи. Таким образом, ИВР в подразделении – это сложный процесс формирования у военнослужащих личностных качеств и правил поведения. На основе изучения особенностей каждого военнослужащего и реализации индивидуального подходов воспитатели оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приемы и средства воспитания. | |
Просмотров: 2041 | | |
Всего комментариев: 0 | |